12 Январь 2015

Комментарии:

0



 Январь 12, 2015
 0

Гектор Берлиоз написал Хорал для голоса и духовых инструментов. Произведение прозвучало 3 февраля 1842 г., за дирижерским пультом стоял сам композитор. И что здесь странного? – Может справедливо спросить читатель…

Странного нет ничего. Есть только исторический момент. В этом хорале впервые позвучал инструмент который назывался «мундштучным офиклеидом». Слава Богу, что это название духового инструмента не прижилось. На протяжении 170 лет музыканты ломали бы языки. Слава Богу, что прижилось название, которое дал инструменту Берлиоз – саксофон. Да, это был именно саксофон.

Берлиоз положил в основу названия нового инструмента два слова – Сакс, фамилия бельгийского изобретателя, и «фоно», звук. Широкое распространение нового инструмента прошло быстро и безболезненно. Уже через 10 месяцев саксофон стал инструментом оперного оркестра.

В составе оркестра саксофон прозвучал в опере «Последний царь Иудеи» Жоржа Кастнера в Парижской опере. 21 марта 1844 г. саксофон был представлен на промышленной выставке в Париже, где заинтересовал многих музыкантов. Уже через год после выставки саксофоны стали непременным инструментом в военных оркестрах, а еще через год, Адольф Сакс получил патент на свое изобретение.

До 1895 г. саксофон звучал во многих оперных оркестрах. Жорж Бизе поручил саксофонисту исполнение большого куска драмы «Арлезианка» в 1874 г. К концу XIX века популярность саксофона сошла на нет, но не надолго.

В 1920-х г.г. саксофон снова начали активно использовать в оперных сочинениях. Но и это не все, с рождением джаза саксофон стал незаменимым инструментом в эстрадной музыке всего ХХ века. Саксофон стали использовать советские композиторы – Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, М. Мусоргский и С. Рахманинов. Специально для саксофона писали музыку Дебюсси, Ибер, Ларс Эрик Ларсон, Тайфер и советский композитор Андрей Эшпай.

Саксофон широко популяризирован в мире и этот процесс не прекращается. В течение последних 45 лет ежегодно проходят фестивали и конкурсы игры на саксофоне на разных профессиональных уровнях. Европейский Центр саксофона открыл свои двери в 1995 г. в Бордо. Но самым лучшим популяризатором саксофона, вот уже более века, является джазовая музыка. Американцы пережили бешеный всплеск популярности саксофона после 1918 г. В 1930-х годах появились биг-бэнды, джазовые оркестры, с не менее чем пятью саксофонами в сочетании с флейтой или кларнетом. Джазовая музыка дала миру такие известные имена исполнителей как Лестер Янг, Чарли Паркер, Джон Колтрейн, Фил Вудс и Бад Шенк. Конечно же, этот список можно пополнить не одной сотней имен.

Адольф Сакс много сил и времени положил на создание новых типов саксофона. Ему удалось сделать 14 саксофонов разной конструкции и звучания. Но половина из них так и осталась невостребованной. Больше всего используют семь видов саксофона: саксофоны сапронино и сопрано, альтовый саксофон, теноровый саксофон, басовый и контрабасовый саксофоны.
Бесспорно, популярность саксофона и его быстрая адаптация к музыкальным реалиям середины XIX века можно отнести к таким качествам, как высокая техническая подвижность, уникальный тембр и мощное, полное звучание.

Популярность саксофона высока не только в Европе и Америке. Русскоязычные саксофонисты занимают видное место среди мировых корифеев саксофона. Это Лев Михайлов, Игорь Бутман, Алексей Козлов, Георгий Гаранян, Давид Голощекин. Среди них есть и женщина-саксофонист Маргарита Шапошникова. Она известна тем, что создала единственную в СССР академическую школу саксофона в РАМ им. Гнесиных. Ее по праву называют лучшим саксофонистом России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 3 =